Цифровой нотариат: чем он полезен для каждого
Об изменениях в законодательстве, которые коснутся каждого, рассказал нотариус, член Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Николай Третьяков.
Нотариат - один из важнейших факторов правовой системы государства.
Нотариат защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Деятельность нотариусов предупреждает юридические споры, приводит правовые отношения в надежное, мирное русло.
Целый ряд прав и действий подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Осмотрительные люди обращаются к нотариальной защите даже в тех случаях, когда нотариальная форма по закону не обязательна.
Человек, прибегнувший к нотариальной защите, может быть уверен: нотариальный акт надежно закрепляет его права и интересы, защищает от многих рисков.
Благодаря развитию цифрового нотариата защитить права граждан и юридических лиц и быстро, безопасно, эффективно решить многие вопросы теперь гораздо проще.
Дело в том, что многие нотариальные действия теперь могут быть совершены в электронной форме, то есть удаленно, без личной явки обратившегося к нотариусу. Также нотариус сможет принимать на хранение документы не только в бумажном виде, но и в электронном.
Что такое Единая информационная система нотариата и для чего она нужна?
По сути Единая информационная система нотариата представляет собой портал notariat.ru, где собрано много полезных сведений для граждан – это открытая часть системы. Также к Единой информационной системе относятся и закрытые сведения, предназначенные лишь для нотариусов – это ряд реестров, документов, сведений, представляющих собой нотариальную тайну и необходимых для быстрого и безопасного совершения нотариальных действий. Благодаря Единой информационной системе нотариусы получают информацию, например, о том, заводилось ли наследственное дело.
Какие действия можно совершить удаленно:
- свидетельствование верности перевода документ на другой язык;
- передача документов физическим и юридическим лицам;
- принятие в депозит безналичных денежных средств;
- совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке;
- обеспечение доказательств в виде осмотра информации в Интернете;
- выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и др.
Электронные документы: почему это удобно и безопасно
Нотариус теперь может принимать на хранение документы не только в бумажном виде, но и в электронном. При этом электронные документы будут храниться в Единой информационной системе нотариата.
Для удаленного совершения нотариального действия заявитель должен направить нотариусу заявление, удостоверенное электронной подписью, с приложением документов в электронной форме. Нотариус проверяет электронную подпись и не позднее пяти рабочих дней после оплаты нотариального действия изготавливает нотариальный документ в электронной форме. По просьбе заявителя нотариальный документ может быть выдан и на бумажном носителе.
Такой способ совершения нотариальных действий значительно облегчает получение нотариальных услуг и существенно экономит время, которое обычно затрачивается на личное посещение специалиста.
Иногда фактор времени может играть решающую роль - например, при сборе доказательств в сети Интернет. За то время, которое тратится на поездку к нотариусу, мошенники могут убрать недостоверную информацию из сети, и пострадавший не сможет доказать нанесенный ущерб. При обращении же в электронном виде информация фиксируется незамедлительно, что позволяет быстро и грамотно собрать доказательную базу даже в случае изменения информации в дальнейшем.
Сведения об открытии наследственного дела теперь можно будет получить в круглосуточном режиме – по запросу заявителя, при помощи сети «Интернет». При этом не имеет значения, каким нотариусом и в каком населенном пункте заводилось наследственное дело – в электронном реестре наследственных действий содержится информация от всех российских нотариусов.
В целом благодаря электронным реестрам можно проверить любое нотариальное действие – это займет считанные секунды и позволит гражданину или юридическому лицу быть уверенным в безопасности дальнейших действий.
Нотариусам предоставляется право получать из информационной системы Пенсионного фонда РФ бесплатно в электронной форме сведения о СНИЛС граждан, т.к. эти сведения необходимы при совершении нотариальных действий и проверке нотариусами документов. А также от Федеральной налоговой службы России - сведения о банковских счетах и вкладах наследодателя, поскольку эти сведения требуются нотариусам для ведения наследственных дел. Кроме того, теперь нотариусы могут оперативно обмениваться информацией с Федеральной миграционной службой, Росреестром, Росфинмониторингом. Это позволяет максимально быстро получать и проверять сведения.
Так, совершить сделку при помощи поддельного паспорта мошенникам теперь будет сложнее: подлинность документа нотариус легко проверит при помощи сведений из электронных баз государственных структур. Кроме того, информация поступает и вносится в режиме реального времени, и если мошенник, оформив сделку, выбросил паспорт, а затем заявил о его пропаже и в суде признали сделку недействительной, то теперь можно установить не только дату, но и время, когда человек предъявлял паспорт. И если с момента оформления сделки до заявления о пропаже документа прошел пусть даже час, доказать факт мошенничества вполне реально.
Также нотариусы получают доступ к информации о лицах, находящихся в процедуре банкротства – такие данные важно получить до совершения предполагаемой сделки.
Кроме того, введен новый вид нотариального действия, которое будет совершаться в электронной форме. Это удостоверение равнозначности первоначального электронного документа электронному документу, изготовленному в ином формате (т.е. при конвертации, переводе документа из одного формата в другой – например, из PDF в Word или в JPEG). Равнозначный документ изготавливается нотариусом путем конвертации, преобразования представленного заявителем электронного документа и имеет ту же юридическую силу, что и оригинал.
Помимо этого, хранить документы у нотариуса теперь можно в электронном виде. При этом нотариус по-прежнему несет полную ответственность за их сохранность.
Как получить электронную подпись?
Чтобы получить электронную подпись, нужно обратиться в Удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи РФ (полный перечень УЦ есть на сайте Минкомсвязи https://digital.gov.ru).
Алгоритм прост:
- Выбрать Удостоверяющий центр (УЦ).
- Заполнить и отправить заявку в УЦ.
- Получить счет на оплату и оплатить его.
- Предоставить в УЦ все необходимые документы (сканы).
- Приехать в УЦ с оригиналами документов для получения электронной подписи.