Сергей Третьяков: Я никогда не мечтал стать юристом
Интервью с лауреатом премии «Юрист года» Сергеем Третьяковым (Челябинск)
Сергей Третьяков, президент Челябинской областной нотариальной палаты: «Я никогда не мечтал стать юристом»
Президент Челябинской областной нотариальной палаты Сергей Третьяков для юристов Южного Урала – знаковая личность. Став нотариусом в самый сложный для постсоветской России период, он добился того, что сегодня нотариальная палата под его руководством заслуживает самую высокую оценку коллег. Сергей Третьяков участвовал в создании Ассоциации юристов России, и продолжает принимать непосредственное участие в проектах Челябинского регионального отделения АЮР, в Совет которого входит с момента основания. Лауреат региональной премии «Юрист года – 2011» в номинации «Развитие законодательства», Сергей Викторович признается, что никогда и не думал становиться юристом.
Сергей Викторович, как проходило Ваше детство, насколько окружение и семья повлияли на Вашу судьбу?
Я родился в Тракторозаводском районе Челябинска – по сути, это был простой «рабоче-крестьянский» район. Детство было замечательное: мы проводили много времени на улице, гоняли в футбол. Единственной проблемой казалось найти мяч – почему-то мячи у нас очень быстро рвались. Футбол нас очень сплачивал: мы играли двор на двор, школа на школу…
Тогда я всерьез занимался спортом: сначала детским футболом, потом – самбо у легендарного тренера Хариса Мунасиповича Юсупова. Была ли мысль стать профессиональным спортсменом? Конечно! Мне предлагали поступить в Челябинский институт физической культуры, но на тот момент у меня была другая мечта – пройти службу в армии. Нынешняя молодежь удивится, но в то время отслужить в армии было делом чести, я даже не задумывался, что может быть как-то иначе. Хотел служить только в ВДВ – и эту мечту я осуществил. До армии совершил несколько прыжков с парашютом, и меня призвали в ВДВ.
Служил далеко от дома, в Узбекистане. В армии был секретарем комсомольской организации. Поступали предложения об учебе, в том числе в Московском юридическом институте, но тогда я планировал вернуться на историческую родину, работать на Челябинском тракторном заводе, как мои родители и старший брат. Так и вышло – несколько лет я проработал испытателем двигателей в отделе, который возглавлял легендарный советский конструктор Иван Яковлевич Трашутин. Мне в жизни очень повезло с наставниками – я учился и работал с лучшими людьми того времени.
В какой момент Вы задумались о кардинальной смене профессии?
После нескольких лет работы на ЧТЗ меня призвали на службу в органы КГБ СССР. Это стало отличной школой. После учебы на Высших курсах КГБ СССР я решил получить высшее юридическое образование. В то время юристов в органах безопасности было довольно мало: как правило, работали люди с педагогическим образованием либо с техническим – но только не с юридическим. Да и юридических вузов было всего четыре: в Москве, Харькове, Саратове и Свердловске, и поступить туда было очень трудно. Но у меня было огромное желание учиться, и я окончил Свердловский юридический институт. Потом работал в отделе экономической безопасности Челябинского областного Комитета по управлению госимуществом – это было непростое время, как раз начался период приватизации…
А в 1993 году перешел в нотариат, и вот тогда в полной мере почувствовал, что я юрист – по образованию, по духу, по призванию. Ни разу не пожалел, что не стал чиновником или бизнесменом. Хотя быть нотариусом – это адский труд. Мой рабочий день начинается в 6 часов утра, а заканчивается примерно в девять вечера. Нужно ежедневно отслеживать изменения в законодательстве – они происходят довольно часто. Ты просто не имеешь права чего-то не знать. У нотариуса нет права на ошибку: любая небрежность может повлечь серьезные последствия и для него самого, и – что еще важнее – для клиента. Халатность и даже малейшие пробелы в знаниях недопустимы. Нотариальный акт имеет бесспорный характер, повышенную доказательственную силу – это налагает особую ответственность на нотариусов, зато помогает разгрузить суды.
Как Вы считаете, вырос ли в России уровень юридического образования по сравнению с тем временем, когда Вы проходили обучение?
Напротив – снизился. Требований к студентам стало меньше, да и у молодежи я не вижу того интереса и стремления учиться, которое было у нас. А самое главное – нет навыка каждодневно работать, изучать не только учебники, но и периодические издания, статьи по актуальной проблематике и многое другое, что есть в открытом доступе, и совмещать это с практикой. Парадокс: в годы моей учебы купить кодекс было счастьем, мы «охотились» за многими изданиями, сейчас же можно найти всё – любого автора, любое издание, комментарии, мнения, обсуждения, но интереса у нынешних молодых специалистов это не вызывает. А между тем секрет, как стать настоящим профессионалом, очень прост: постоянное самообразование и кропотливый труд. И другого пути нет.
Под Вашим руководством Челябинская областная нотариальная палата реализует еще и немало благотворительных проектов, активно участвует в работе регионального отделения Ассоциации юристов России. Как Вы подбираете команду, которая отличается не только высоким профессионализмом, но и социальной ответственностью?
Профессия юриста изначально предполагает огромную социальную ответственность. У нас есть подшефный детский дом, причем мы помогаем не только финансово, но и приезжаем пообщаться с ребятами, проводим спортивные и праздничные мероприятия. Мы поддерживаем молодых спортсменов, деятелей искусства – например, челябинского фотографа Максима Тарасова, чьи работы журнал Time включил в список лучших снимков. Отдельная тема – уроки права. Мы работаем не только со студентами и школьниками. Конечно, для них у нас разработаны лекции, проводятся целевые консультации, тематические встречи. Но теперь мы начали проводить своеобразные уроки права даже в детских садах – в старших группах, с адаптацией на возраст. Я убежден: чем раньше начинаешь формировать у ребенка правовую культуру – тем лучше. Разъяснять, что нужно жить по правилам, по закону, следует с младых ногтей: это сформирует дальнейшее поведение человека, его убеждения, правосознание.
Какова роль Ассоциации юристов России? Какие задачи Ассоциация может решать в перспективе?
Я принимал непосредственное участие в первых шагах по становлению Ассоциации юристов России. Изначально был создан Союз юристов России и одновременно с ним – Российский союз юристов. Их зарегистрировали с разницей в один день. Но две юридические организации по сути провоцируют раскол, и тогда возникла Ассоциация юристов России как единственное профессиональное объединение для представителей всех юридических направлений. Это был нужный и верный шаг. На мой взгляд, становление Ассоциации юристов России еще полностью не завершилось, и с каждым годом ее роль становится всё ярче. Я вхожу в состав Совета Челябинского регионального отделения АЮР и вижу, что круг деятельности как Ассоциации в целом, так и в нашем регионе постоянно расширяется. Мы увеличиваем количество пунктов, где проводятся бесплатные юридические консультации, выпускаем печатную продукцию в рамках проектов по правовому просвещению граждан, работаем с различными группами населения. Сейчас АЮР уделяет повышенное внимание качеству юридического образования – считаю, это очень важно. Мы работаем с вузами, проводили аккредитацию юридических факультетов в нашем регионе. Мое глубокое убеждение – роль Ассоциации будет расти, причем не только за счет статусных личностей, которые входят в состав АЮР, но и за счет простых юристов в регионах, которые ежедневно качественно выполняют свою работу.