Телефоны для связи:
(351) 263-55-56
Ассоциация юристов России. Челябинское региональное отделение » Наши новости » Международная конференция ДЕКОМИССИЯ – 2009: резолюция

Международная конференция ДЕКОМИССИЯ – 2009: резолюция

09 октябрь 2009, Пятница
2 287
0
Международная конференция ДЕКОМИССИЯ – 2009:
ПО «Маяк» в концепции вывода из эксплуатации ядерных установок. Экологические, социальные и правовые аспекты. 28 – 30 сентября 2009, Челябинск, Россия

ЦЕЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ - продвижение Декомиссии, – безопасного вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, выработавших проектный ресурс с участием всех заинтересованных сторон и необходимостью решения комплекса технологических, социально-экологических, правовых, этических проблем.
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ – представители международного экспертного сообщества неправительственных организаций Казахстана, Норвегии, и России (Челябинской, Ленинградской, Мурманской, Томской областей и Красноярского края), Правительства Челябинской области заслушав и обсудив 16 докладов,
ПРИЗНАЛИ:
- неизбежность проведения Декомиссии всех ядерно- и радиационно-опасных объектов после выработки проектного ресурса;
- право равной экологической безопасности регионов производства атомной энергии и регионов хранения (переработки) отработавшего ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов;
- ответственность перед будущими поколениями при проведении Декомиссии;
- неприемлемость строительства новых ядерно- и радиационно-опасных объектов в условиях отсутствия накопления средств и конкретных планов Декомиссии ядерных объектов, выработавших проектный ресурс.

ПРИНЯЛИ ВО ВНИМАНИЕ:
- отсутствие политической воли и неразработанность общегосударственной политики РФ, в том числе стратегии Декомиссии, и адекватного законодательства, обеспечивающего безопасность этого процесса;
- отсутствие прозрачного для общества эффективного механизма накопления средств для начала Декомиссии каждого ядерно- и радиационно-опасного объекта к моменту выработки проектного ресурса;
- недостаточность опыта комплексного планирования Декомиссии в РФ;
- непрозрачность процессов выработки и принятия решений по Декомиссии, слабое взаимодействие всех заинтересованных сторон — власти, атомной индустрии и общественности;
- неинформированность населения, органов местной и региональной власти о сущности Декомиссии как неизбежного комплексного социально-экологического, экономического, юридического и политического процесса;
- самоустраненность властей (местных и региональных) от участия в планировании и мониторинге процесса Декомисссии;
- наличие в РФ 10 реакторов АЭС (из 31 действующих), выработавших проектный ресурс, но продолжающих работать;
- позитивный международный опыт вывода из эксплуатации реакторов АЭС в Германии, Швеции и США, а также опыт комплексного планирования Декомиссии в Литве;
- инновационный потенциал Декомиссии, дающий возможность продвижения этих технологий на рынках России и за рубежом,

СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ:
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ:

• Сформировать законодательство, регулирующее процессы Декомиссии включая социальные гарантии работников выводимых объектов, жителей атомных городов и радиационно-загрязненных территорий, возникших в результате работы выводимых объектов. Декомиссию необходимо начать, не перекладывая бремя решений на плечи будущих поколений;
• Создать законодательные условия для открытия закрытых атомных городов, в том числе закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), и обеспечения их сбалансированного развития, при одновременном усилении физической защиты ядерных объектов на их территории.
• Ратифицировать Конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанную в г. Эспо, Финляндия 25.02.1991 г., для обеспечения более высокого уровня социально-экологической безопасности Декомиссии объектов, ядерно- и радиационно опасных в трансграничном аспекте.

ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
• Инициировать создание прозрачных для общества Фондов по выводу из эксплуатации каждого объекта Декомиссии за счет отчислений от прибыли атомной индустрии;
• Сформировать региональные (межрегиональные) общественные советы для мониторинга процессов Декомиссии с участием властей, атомной индустрии и общественности;

ГОСКОРПОРАЦИИИ РОСАТОМ:
• Разработать и принять комплексную социально и экологически приемлемую Концепцию Декомиссии АЭС, выработавших проектный ресурс, и решающую проблемы безопасности РАО и ОЯТ. При разработке Концепции считать приоритетными интересы экологической безопасности и социальной ответственности перед будущими поколениями.
• Использовать в процессах Декомиссии существующий интеллектуальный потенциал персонала выводимых из эксплуатации ядерных объектов. Расширить подготовку специалистов в этой области;
• Отказаться от процесса переработки отработавшего ядерного топлива до создания экологически приемлемых технологий; обеспечить надежное долговременное хранение облученного топлива в регионе производства атомной энергии;
• Организовать инженерно-экологические Центры для продвижения Декомиссии с участием властей, атомной индустрии и заинтересованной общественности.
• Отказаться от практики манипуляции общественным участием, препятствующей реальному, эффективному общественному участию, в том числе в процессе Декомиссии.

ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ
• Объединить усилия неправительственных организаций в достижении основополагающих целей Декомиссии;
• Продвигать системные подходы и развивать взаимодействие со всеми заинтересованными участниками процесса Декомиссии, развивать программы международного обмена и сотрудничества в рамках проектов Декомиссии;
• Мотивировать законодателей в своих регионах разрабатывать и принимать правовые нормы, продвигающие процессы Декомиссии ядерно- и радиационно- опасных объектов, выработавших проектный ресурс.
РЕЗОЛЮЦИЯ ПОДПИСАНА участниками Международной Конференции:
Талевлин А.А., «Ассоциация юристов России», региональное отделение, Челябинск, Россия
Миронова Н.И., «Движение за ядерную безопасность», Челябинск, Россия
Атаханова К.Я., «Экологический Форум общественных организаций Республики Казахстан», Алматы, Казахстан
Бодров О.В., общественная экологическая организация «Зеленый мир», Сосновый Бор, Россия
Джонсон А. Р., Норвежское общество охраны природы, Осло, Норвегия
Иванов Ю.В., Кольский координационный экологический центр «ГЕЯ», Мурманск, Россия
Кабирова М.Н., «Теча», Муслюмово, Россия
Лукашин Г.М., депутат Снежинского городского совета, ЗАТО Снежинск, Россия
Манзурова Н.Б., «Планета надежд», ЗАТО Озерск, Россия
Мамаев А.Г., «Центр ядерного нераспространения», ЗАТО Железногорск, Россия
Торопов А.В., «Сибирское экологическое агентство», Томск, Россия
Трофимова К.С., региональный благотворительный фонд «За природу», Челябинск, Россия

Похожие материалы:

Пресс-релиз
09 октябрь 2009, Пятница
Пресс-релиз
Местные отделения
Партнеры
ЧелГУ
ЮУрГУ
РАНХиГС
Адвокатеская палата Челябинской области
Нотариальная палата Челябинской области
РГР
ЧОУНБ